Культура и устройство Скайрима.
Скайрим – удивительное сочетание архаичного родоплеменного строя с феодальным, и влиянием извне. Притом, что именно норды, - главные жители провинции, - оставили след на других культурах, но до сих пор не ассимилированы сами, будучи, при этом, вассалом Империи. Отчасти, этому способствует тот факт, что культура нордов – это культура воинов, что до сих пор видно по их сословному устройству. Ведь по традиционным убеждениям нордов, только сильный способен властвовать, отнимать чужое и защищать своё. В первую очередь – своими собственными руками, и уже потом теми, кого ведёшь за собой. Однако время идёт, и ситуация меняется, превращая бывших воинов в торговцев и управдомов. Но даже сейчас традиции и культура живы, а пережитки родоплеменного строя влияют на жизнь граждан в полной мере.
Титулы и сословное устройство Скайрима.
. Конунг – он же король, правитель всего Скайрима, избираемый высшей аристократией со всей провинции. Не смотря на презрительное отношение со стороны правящей элиты соседних государств, он имеет ничуть не меньшие права, а иногда и возможности. За тем лишь исключением, что титул и трон короля Скайрима не наследуем сам по себе.
Конунг Ярнсульф Хорнсонн, 127г4Э.
Выбор конунга осуществляется на верховном тинге – совете ярлов, путём выдвижения кандидата собравшего больше всего голосов. Но голосование это имеет сугубо нордский колорит, имея разные «стадии». Нижайшая из них – это громогласное перекрикивание всех несогласных. Обычно достигается за счёт предварительной договорённости выбирающих сторон, в пользу осуществляемой от будущего короля помощи. Или предварительным откупом. Второй стадией, является уже неспособность голосующих придти к итоговому вариант. Обычным законным и традиционным решением этого вопроса, является «божий суд» - поединок между кандидатами по оговорённым правилам. Столь же традиционным, но куда менее законным, является уже совершенно не оговорённый поединок, или банальное убийство всех противников. Ведь если король всё-таки взойдёт на престол, то все возможные преступления он способен снять указом. Но присутствует и третья стадия – война за власть. При неспособности решить вопрос на тинге, становление Конунгом переходит в стадию войны между элитой за власть. Нередки подобные случаи при самопровозглашённом становлении короля на трон, что является обычной практикой во всех цивилизованных государствах.
Влияние конунга на жизнь во владениях – спорно, и способно как нивелироваться ярлами, так и наоборот – выходить за рамки приличия через приказы и законы.
. Ярл – правящий класс, зачастую считающиеся сами себе королями. Являясь раньше частью родоплеменного строя, роднёй и доверенными лицами конунга, выдававшего им их владения, ныне они изменились. Превратившись в надстройку, и став настоящим правящим классом, зачастую имеющим влияния не меньше, чем у короля. В отличии от конунга, титул ярла может быть как наследуемым, так и выборным, при определённых условиях.
Ярл, победивший врага в поединке.
Но в текущих условиях, ставить ярлов в один ряд с другими – бессмысленно. Ибо за прошедшее время, каждое владение получило свой образ, колорит, правки в законы, и даже в традиции.
. Хэрсир – ранее звавшийся риксом, или попросту вождём. И именно слово «вождь», в полной мере объясняет суть этого титула, переходящего в должность. Обычно этих должностей, идущих с незапамятных времён, было всего две: воевода и управляющий. Но в текущих реалиях, это редкость, не смотря на многие устоявшиеся традиции.
Хэрсир воевода, с дружиной из хускарлов.
В отличие от бретонской и имперской аристократии, ведомой чёткой иерархической линией, Хэрсир может быть предан клятвой лично конунгу, служа при его дворе минуя ярла, а иногда и заменяя эту должность.
. Тан – низшая знать Скайрима, наиболее схожая по смыслу с бретонским рыцарем. Титул тана обычно присуждается лично Ярлом, так как служили они именно ему. Но теперь, получить этот титул можно и через Хэрсира, служа ему, или напрямую от правителя провинции. Ибо, не смотря на свою сословную принадлежность, родоплеменные традиции всё ещё сильны. Из-за чего этот титул может подразумевать под собой самый разный уровень влияния, достатка, обязанностей и свобод. Но в преобладающем своём большинстве, тан – это воинская элита, профессиональный воин, которого снаряжает или покровитель, или выданное покровителем имущество. Обычно таковым выступает маленькое поместье, реже деревня, или доходный дом. Но взамен – тан обязан являться по первому зову господина, оправдывая его доверие.
. Хускарл – он же личный дружинник, находящийся на полном содержании своего покровителя. Но в отличии от более древних времён, теперь Хускарлы вполне способны жить и отдельно от своего господина, выполняя и другие задачи. Что роднит их с более низкими по статусу Хирдманнами.
. Хирдман – дружинник, зачастую бывший ополченец из числа свободных людей, обязанных господину постоянной службой. Но это не значит, что они всегда в военном лагере, ибо их служба определяется господином. Поэтому, в большинстве своём, это те же свободные люди, которые обязаны покупать себе воинское снаряжение, и в назначенные дни являться на смотр или службу. Обычно к тану, но иногда и напрямую к более высоким по титулу господам.Смотр вооружения и удали воинской у хирда.
. Свободный человек – главное отличие Скайрима от того же Хай Рока, где люди почти всегда привязаны напрямую к господам, или выбранной профессии. Любой человек в провинции ни кому, ни чем не обязан сам по себе. Лишь обязан платить налог покровителю Владения, если занимается ремеслом, торговлей, или производит больше продукции, чем способен сам употребить. Но иногда бывают и исключения, в виде тех или иных законов, или военного времени.
Внутри своего сословия, свободные люди делятся по социальному положению:
_ Хольдер – он же «odalsbonde» - благородный свободный человек. То есть, человек, имеющий немалый достаток и влияние, но не обязанный службой покровителю напрямую. Зачастую, это торговцы и ремесленники, держащие под собой целые рабочие коллективы. Такие как Мавен «Чёрный Вереск», если бы та не получила титул при дворе ярла.
_ Фригольдер, он же «bonde» - свободный человек, владеющий определённым достатком. В большинстве своём фермеры, содержащие себя, одну – две семьи, ведущие малую торговлю и оплачивающие налог ярлу.
_ Человек. Он же «Karl», на нордском. Самый обычный человек, зачастую крестьянин или ремесленник, обязанный покровителям только по собственной воле, за определённые услуги. Вроде кредитов, земли для вспашки, или места в городе для занятия ремёслами. Но обычно, таких людей делят ещё на две части – тех, кто зарабатывает на жизнь, и тех кто пытается выжить, будучи не способным или не желающим заработать. То есть, можно разделить ещё на три слоя, к которым относятся не считающиеся иногда за людей босяков и бандитов, вместе с освобождёнными подневольными.
. Подневольный человек – он же раб. Но если рабство в прямом этом смысле слово запрещено империей, как бы не наплевать было на её законы в большинстве регионов Скайрима… То об узаконенном фактическом рабстве, никакой речи не было. Но всё же, рабство в Скайриме – архаично, в своей сути, и оно близко не стояло с тем, до чего опускались в своё время имперцы. Ведь для жителей провинции, раб – это не говорящий инструмент, а домочадец, подобно ребёнку, даже если ему уже несколько десятков лет. Из-за чего с ними и живут в одном доме, и обедают за одним столом.
Подневольные люди в Скайриме делятся по положению и причине попаданию в рабство:
_ Долговой - человек, попадающий в «рабство» вследствие указа, выданного на проведённом тинге. Реже зовётся «рядным», из-за «ряда» - договора, с самим господином. То есть, человек отрабатывает свой долг, преступление или место под крышей своим трудом, или выпускаемой продукцией. Но при этом, дети, и остальные члены семьи, к рабам не относятся, даже если фактически вынуждены жить с ним под одной крышей.
_ Трэлл – настоящий раб, чаще всего военнопленный, или совершивший серьёзное преступление человек. Таких клеймят, обкарнывают, но по-прежнему в большинстве случаев считают за людей, делая полноценными домочадцами. Но в отличии от долгового, его дети так-же перенимают статус раба, и стать свободным он может только по желанию господина. Вольноотпущенников по-нордски называют «лейсингами», но теперь уже давно считают обычными людьми.
_ Дэжа/Брут – доверенный раб, которых, зачастую, ставят во главе других рабов, или даруя особые привилегии. К примеру, «дэжа» может быть ключницей, при семье влиятельного господина, а «брут» защищать дом с оружием наготове.
Как можно понять из выше сказанного, родоплеменные устои и сословное устройство ставят во главе угла не происхождение и положение, как бы они не влияли. А личный достаток, влияние, и умение взаимодействовать с другими людьми. Ярким примером этому, служит Винтерхолд, история последних лет которого позволила вырваться в социальном плане вперёд, отринув влияние феодализма, и даже родоплеменного начала. В котором во главе угла ставятся способности человека, польза городу, и предприимчивость, позволяющая организовывать как свой, так и чужой труд. Но Винтерхолд один, а остальных много. И вывод, соответственно, делается на примере большинства. К которым относятся так называемые «традиционалисты» - норды, отринувшие влияние извне. Их идейным лидером является владение Истмарк, в котором только личная удаль и выслуга важны для человека, способствуя даже поднятию из самых низов. Из-за своей бедности и плохой жизни, они ценят богатство и достаток. Но презирают тех, кто не получает и защищает его по их понятиям правильного и «честного». Как бы лицемерно иногда это не было.
Отредактировано Люциус Кэролайн (2019-03-16 00:50:32)
- Подпись автора
Конфрид. Карос Конфрид.
Люциус Кэролайн - бретонец Без Определённого Места Жительства.